Социальное развитие сегодня направлено на повышение осведомленности в вопросах окружающей среды и здоровья. В секторах строительства и управления недвижимостью, общественной безопасности и здоровья составляют основу различных требований и норм, которые должны соблюдаться.
Наряду с общим осознанием глобальных экологических проблем становится все более очевидным, что в нашей повседневной жизни должны произойти революционные изменения, если мы хотим создать экологически устойчивое общество. Киотское соглашение, заключённое с целью сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу Земли для противодействия глобальному потеплению. Накладывает определенные обязательства, новые официальные требования в строительстве и промышленности, где стандарты и международные конвенции в настоящее время переформулируются, чтобы включить, например, анализ образа жизни и энергоэффективность.
Увеличение содержания углекислого газа в земной атмосфере.
Система правил
Сегодняшний Шведский регламент BBR 94 (BFS 1998:38, глава 6:232) касаются воздухообмена:
«Помещения должны иметь непрерывный воздухообмен во время использования. Расход свежего воздуха должен быть не менее 0,35 л/с на м2 площади пола. Когда помещение не используется, поток воздуха может быть уменьшен, но не до такой степени, чтобы возникли риски для здоровья, или таким образом, чтобы возникала опасность повреждения оборудования. Снижение может происходить непрерывно или прерывистыми стадиями…».
Далее следуют рекомендации по размерам воздухозаборников для различных типов местности. Этот совет основан на коллективном опыте и предназначен для руководства, чтобы соблюдались строительные нормы и гарантировалась достаточная вентиляция. В случае гаражей на более чем одно транспортное средство рекомендуется «1,8 л/с на м2 площади пола».
Однако новые требования к эффективному использованию энергии является то, что вентиляция больше не должна быть чрезмерной. С помощью рециркуляции тепла там, где это возможно, можно, конечно, сэкономить много энергии. Но даже эффективные теплообменники не 100% эффективны.
Их двигатели, в сочетании с остальной системой вентиляторов и вышеупомянутыми потерями энергии, потребляют энергию без необходимости, если только поток воздуха не уменьшается при снижении спроса. Другими словами, необходимо поддерживать постоянный баланс, даже при переменной нагрузке, между достаточным и необходимым воздухообменом. Единственный разумный способ добиться этого — управлять вентиляцией по потребности с помощью непрерывного сбора информации с климатических датчиков.
Ограничить воздействие
Для управления вентиляцией по потребности необходимо соблюдать минимальные требования к качеству воздуха. С точки зрения физиологии, минимальные требования всегда следует рассматривать в отношении предполагаемого использования места, включая время использования на одного посетителя, для которого предназначено место. В этом случае правила ссылаются на декларацию шведского агентства по защите работников от 1993 г., в которой среди прочего указаны гигиенические предельные значения (см. таблицу), указаны, т.е. вполне приемлемые средние значения (Средневзвешенное значение по времени - TWA) для загрязняющих веществ во вдыхаемом воздухе. В зависимости от ожидаемого времени воздействия (времени посещения) для каждого вещества свой TWA, обычно рассчитываемым для нормального 8-часового рабочего дня при пятидневной рабочей неделе, и пределом краткосрочного воздействия (STEL). 15-минутное воздействие, которое не должно превышаться в любое время в течение рабочего дня.
Гигиенические предельные значения в соотв. AFS 1993:9, когда источником являются выхлопы.
Обычно считается, что в гаражах транспортные средство являются основным источником загрязнения, и поэтому системы вентиляции должны определяться и работать на основе выбросов выхлопных газов. В большинстве случаев считается, что наибольшую опасность представляет угарный газ (CO). Но в местах с большим количеством дизельных автомобилей, например, автобусные гаражи или транспортные терминалы, оксиды азота представляют более серьезную угрозу; особенно если это место работы, где сотрудник может провести весь рабочий день. В этом случае применяется более строгое требование не превышать пороговое значение предельного воздействия. Однако большинство гаражей используются только как парковочные места. В этом случае применяется ограничение на кратковременное воздействие, поскольку ожидается, что никто не будет проводить более 15 минут за одно посещение.
Какие газы?
В случае загрязнения от транспортных средств традиционно считалось, что CO и NOx представляют наибольший риск. В AFS1993:9 указано, что если источником являются выхлопные газы транспортных средств, то пороговое предельное значение составляет 1 ppm (частей на миллион) для двуокиси азота (NO2) и 20 ppm для (CO) окиси углерода. Если источником не являются выхлопные газы, то для этих веществ допускаются значения в два раза выше. Целью этих более строгих требований для гаражей является учет воздействия других опасных веществ, которые также содержатся в выхлопных газах. Таким образом, CO и NO2 (обычно один из них, в зависимости от типа гаража) используются в качестве индикатора опасных веществ.
Измеряя CO2 (двуокись углерода), на открытых пространствах, когда кислород в воздухе не может быть исчерпан, СО2 всегда является преобладающим продуктом горения (см. рисунок).
Горение углеводорода, иллюстрированное соотношением воздух/топливо и полученной смесью выхлопных газов. Дефицит кислорода, т.е. Lambda < 1, приводит к увеличению образования CO. В автомобильных двигателях Lambda = 1 регулируется ± 0,01, что дает оптимальное сгорание = максимальный уровень CO2. Lambda > 1 дает нежелательное наличия оксидов азота в выхлопных газах.
Таким образом, он обеспечивает хорошее измерение общего количества аккумулированных выхлопных газов. Контролируя вентиляцию в соответствии с уровнем CO2, можно быть уверенным, что все другие загрязняющие вещества, присутствующие в выхлопных газах, исчезнут с углекислым газом. 1330 ppm CO2 — это 8-часовое предельное значение, которое было предложено после исследования дизельного выхлопа. Углекислый газ может быть измерен более точно датчиками SenseAir, датчики SenseAir не требуют технического обслуживания, что сводит к минимуму эксплуатационные расходы.
Углекислый газ – недооцененная угроза!
Быстрое развитие экологически чистых автомобилей, которые производят исключительно углекислый газ и воду, означает, что нормативные требования не поспевают за ними. Современные автомобили с каталитическими нейтрализаторами производят CO2 в 100-900 раз больше, чем CO. Это означает, что безвредный газ CO2 сам по себе может создать большую угрозу безопасности, чем токсичный газ CO! В высоких концентрациях CO2 является смертельным газом.
Особенно это относится к частным гаражам, которые используются для поездок на работу и обратно с четко определенным суточным ритмом. В течение промежутка времени, когда многие автомобили запускаются одновременно и двигатели изначально холодные, уровень СО является наибольшим фактором риска (см. рисунок).
Выбросы, зарегистрированные от автомобиля с каталитическим нейтрализатором после холодного запуска с последующим типичным сценарием вождения.
Рисунок иллюстрирует взаимосвязь между CO и CO2 для автомобилей, выпущенных после 1989 года.
Корреляция между накопленным уровнем CO и CO2 для выхлопных газов автомобилей (автомобили с катализатором). Нижняя кривая показывает требования к испытаниям от Шведского испытательного центра, а верхняя кривая показывает пример более вероятной ситуации для прогретого каталитического двигателя. В последнем случае высокий уровень СО2 представляет большую угрозу, чем уровень СО.
Нижняя кривая иллюстрирует автомобили, которые точно соответствуют требованиям по выбросам, где уровни CO не могут превышать 5000 ppm (=0,5%). Однако более обычно выбросы CO лежат значительно ниже этого уровня (верхняя кривая). Если объединить эти выбросы, то ограничения по выбросам CO2 будут превышены задолго до того, как будут превышены соответствующие ограничения по выбросам CO!
Вентиляционная система для гаражей
Системы вытесняющей вентиляции в сочетании с односторонним потоком имеют преимущество в том, что обеспечивают высокую эффективность воздухообмена. В идеале выбросы накапливаются вдоль пути потока и вытесняются наружу (см. рисунок).
Система вытеснения с односторонним потоком
Таким образом, теоретически наибольшая концентрация загрязняющих веществ находится в месте забора воздуха. В этом случае можно было бы использовать одноканальный датчик для решения проблемы управления вентиляцией по потребности, но обычно этого недостаточно. В системах с односторонним потоком обычно имеется значительное расстояние между точками входа и выхода. Этот факт обусловливает временную задержку в системе, которая может быть неприемлемо большой, особенно в случаях, когда источник загрязнения находится близко к точке притока, а система изначально работает на малой скорости. Минимальная скорость потока, рассчитанная для данной местности, определяет плотность размещения датчиков в направлении потока. При расчете также необходимо учитывать, что движение транспортных средств создает турбулентность, которая перемешивает воздух, а в более узких проходах также выталкивает воздух перед собой в эффекте поршня. Также необходимо учитывать тепловые эффекты. Поэтому система должна быть спроектирована таким образом, чтобы можно было легко разместить больше датчиков или распределить приток.
Положительным свойством смесительных систем в гаражах является то, что источники выбросов быстро разбавляются до менее опасных уровней. Недостатком является то, что вместо этого необходимо установить большое количество точек входа и выхода, чтобы обеспечить эффект смешивания по всей площади (см. рисунок).
Система смешивания
Существует риск того, что в определенных точках между притоком и оттоком может произойти «короткое замыкание», так что части помещения могут остаться без воздухообмена. С другой стороны, при использовании «смешивающей» системы помещение легче разделить на несколько зон управления, где воздухообмен в каждой зоне можно регулировать в зависимости от непосредственной потребности. Это может быть полезно в тех случаях, когда парк транспортных средств имеет тенденцию к неравномерному распределению в гараже — например, рядом с кассой в торговом центре. В периоды малой эксплуатации необходимо проветривать только занятую зону, а не весь гараж.
Оптимальным решением может быть комбинированная вентиляция. Подводя итог, применимо следующее:
- Избегайте длинных путей воздушного потока, где чрезмерные уровни загрязнения могут накапливаться в конце поля потока.
- Поддерживать короткие поля потока в районах, где ожидается высокий выброс загрязняющих веществ.
- Обеспечить безопасный и эффективный воздухообмен на всей территории парковки.
- Старайтесь избегать расслоения выхлопных газов двигателя.
- Обеспечьте оптимальное размещение каналов притока воздуха
- Учитывать температурный комфорт для посетителей.
- Убедитесь, что систему можно удобно расширить дополнительными датчиками или перераспределить воздух.
Прерывистое управление механической вентиляцией является с инвестиционной точки зрения очень экономичным решением. Благодаря управлению спросом такой простой метод можно сделать как энергоэффективным, так и безопасным. Всегда имеет место естественная тяга. Иногда этого может быть достаточно для базовой вентиляции, при этом функция климатических датчиков сводится к запуску механической вентиляции при обнаружении реальной потребности и ее остановке, когда качество воздуха снова становится приемлемым.
Рекомендуется добавить контроль времени с повторяющимся принудительным, кратковременным обновлением воздуха. В противном случае существует риск концентрации вредных для здоровья газов, например, из-за разлива бензина и масла. Допустимый интервал между периодами принуждения зависит от объема гаража по отношению к нагрузке и естественной тяге. Вентиляция с естественной тягой, конечно же, меняется в зависимости от разницы температур и, следовательно, времени года, поэтому необходимо проводить измерения для проверки работы системы в различных условиях. Такие измерения можно выполнить, например, поместив дополнительный датчик климата где-нибудь между датчиками контроля потребления, чтобы исключить наиболее неблагоприятный случай (см. рисунок).
Схематический пример размещения датчиков для управления спросом в гараже площадью менее 1500 м2.
Размещение датчика
Очевидно, что размещение датчиков в вентиляционной системе, особенно когда источники выбросов являются мобильными непросто. Необходимо учитывать план помещения, притока воздуха, количество парковочных мест, маршруты движения транспорта и зон посещения. Шведские стандарты не содержат конкретных указаний по размещению климатических датчиков в гаражах. Однако из правил других стран можно сформулировать следующее:
- Абсолютный максимум 500 м2 площади пола на датчик
- Уровень установки над полом – «уровень носа»
Например, максимально допустимое расстояние между датчиками CO в гаражах установлено Австралийским стандартом 1668.2-1991. Максимальное расстояния между датчиками 25 метров на высоте от 0,9 до 1,8 м над полом. Аналогичные требования содержатся в немецком гаражном стандарте VDI 2053:1, в котором рекомендуется устанавливать на высоте от 1,5-1,8 м над полом (макс. 2,2 м) и не менее двух датчиков CO на контрольную зону (макс. 1000 м2). CO весит примерно столько же, сколько воздух, тогда как CO2 и NO2 значительно тяжелее. Однако эти различия в весе не имеют значения для рассеивания выхлопных газов. Тепловые движения и перепады давления преобладают над силой тяжести. Сначала выхлопные газы поднимаются вверх, так как на выходе из выхлопной трубы они горячие. Турбулентность, вызванная системой вентиляции и движением в этом месте, приводит к смешиванию воздуха. Поэтому логично размещать датчики на той высоте, где находятся объекты охраны – посетители. Датчики не должны располагаться на уровне выхлопных труб! Однако есть и другие случаи, когда датчики CO2 следует устанавливать на низком уровне. Но это применимо только в герметичных помещениях без вентиляции, например, в морозильных камерах, помещениях для хранения противопожарного оборудования, подвальных хранилищах для пива и т. д., где контейнеры с СО2 хранятся в статической воздушной среде и, следовательно, представляют собой серьезную угрозу.
Время отклика
Определение пределов основано на медицинских исследованиях, в которых изучалась способность крови человека поглощать различные газы, в том числе возникающие симптомы и последствия. Фактор риска увеличивается с концентрацией газа, временем воздействия и индивидуальной активностью сердца/легких во время воздействия. Поглощение СО происходит за счет карбоксигемоглобина (COHb), что может привести к дефициту кислорода. На графике и в таблице приведены примерные соотношения между временем воздействия и уровнем СО для трех различных уровней активности организма человека при условии, что уровень СОHb в крови достигает 3,5%.
Приблизительная корреляция между временем воздействия и уровнем СО для некоторых различных уровней активности в организме человека, при условии, что уровень СОHb в крови достигает 3,5 % (по формуле Колбурна). Также указаны предельные значения для действующего стандарта в Швеции, Германии и США.
Время воздействия CO до достижения концентрации в крови 3,5% COSb.
Это тот предел, который приемлем — даже для чувствительных людей, например, с проблемами сердца.
В таблице показана реакция организма на повышение уровня COHb. Например, мы видим, что здоровый человек не испытывает дискомфорта, пока уровень COHb в крови не превышает 10%.
Реакция здорового человека на разные уровни COHb в крови.
Время отклика вентиляционной системы можно разделить на несколько составляющих – от выброса выхлопных газов до приточной вентиляции:
1) Путь выброса потока от источника до датчика.
2) Время реакции через защитную мембрану датчика.
3) Время, необходимое детектору газа для достижения запрограммированного уровня активации.
4) Время реакции системы вентиляции.
5) Время от точки входа (посетителем) до активирующего датчика.
Эти различные компоненты необходимо учитывать при построении системы. На пункт 1 влияет геометрия местности, минимальный расход и расстояние между датчиками. Пункт 2 зависит от плотности мембраны и герметизации сенсора, где производитель должен идти на компромисс между проницаемостью и качеством защиты IP. Пункт 3 ограничен методом измерения, но на нее может повлиять выбор уровня активации. Пункты 4 и 5 зависят от вентиляционного решения и характеристик потока.
На рисунке показано время отклика (общий эффект диффузии капсулы и время работы датчика), которое следует ожидать при обычной установке климатических датчиков SenseAir для CO/CO2; модель aSENSE Mlll Disp.
Время реакции датчика CO SenseAir в корпусе IP54. Чем опаснее уровень CO, тем короче время реакции до уровня активации системы вентиляции.
Автомобиль, трогающийся с места или проезжающий рядом с датчиком, не должен вызывать моментальное переключение системы на полную мощность!
В системе вентиляции с регулированием по потребности инерция датчика по отношению к внезапным изменениям компенсируется настройками активации. Мы рекомендуем отрегулировать их примерно до половины предельных значений. Таким образом, для двухступенчатой вентиляции, основанной на измерениях CO, уровень активации принудительной вентиляции должен составлять около 40…60 ppm. Для линейного управления мы предлагаем установить динамическое поле (P-диапазон) по тем же причинам в пределах 30…80 ppm. Конечно, в обоих случаях требуется какая-либо базовая вентиляция, будь то естественная тяга, постоянная низкая скорость или прерывистая.
Датчик aSENSE Mlll Disp может посылать управляющие сигналы CO, CO2. Уровень активации для CO2 является предметом обсуждения. Используя кратковременное значение в 10 000 ppm представляется довольно радикальным ввиду того, что источником выбросов являются выхлопные газы, которые также почти наверняка содержат канцерогенные вещества и NO2. Лучше использовать CO2 в качестве индикатора выхлопа и запрограммировать уровень активации где-то между 1000…3000 ppm. В тех случаях, когда в качестве притока в гаражную вентиляцию используется избыточный воздух из соседних помещений, концентрация СО2 уже на начальном этапе может достигать 1000 ppm. В этом случае 2000 ppm, возможно, является разумным уровнем активации для гаража.
Датчик aSENSE MIII Disp компании SenseAir в корпусе IP54.
Пример
Пример измерения в Сингапуре — подвальная автостоянка Ленигл. Вентиляторы (4x22 кВт на этаж) работают на полную мощность ежедневно с 7:00 до 18:00, что является явным случаем чрезмерной вентиляции. Как видно из рисунка, уровень CO временно повышается каждый вечер, когда вентиляторы выключаются. После внедрения двухступенчатой системы регулирования потребности (запуск при 30 ppm - CO или 1200 ppm - CO2 или 34C) время работы сократилось в среднем на 85%.
Чтобы сохранить как можно больше энергии, необходима регулировка уровней активации в рабочих условиях с последующей проверкой на основе непрерывной регистрации данных. На рисунке показан типичный пример: до того, как был активирован контроль потребности, могла наблюдаться отчетливая избыточная вентиляция продемонстрировано регистрацией данных о выбросах CO. В большинстве дней выбросы не превышали 5 ppm при работе вентиляторов (с 19:00 до 18:00). Благодаря простому регулированию потребности время работы вентиляторов сократилось в среднем на 15% по сравнению с предыдущим значением, в результате чего была достигнута соответствующая экономия энергии!